Сокращение вспомогательных работ
Одним из крупнейших факторов роста производительности труда является упрощение и сокращение вспомогательных работ, связанных особенно с текущим ремонтом и содержанием оборудования, обслуживанием энергосиловых установок и газостанций, изготовлением капселей, гипсовых форм и приспособлений, транспортированием сырья, полуфабриката и готовой продукции и т. п. Во вспомогательных цехах и на вспомогательных работах в цехах основного производства занято 35-40% общего состава рабочих, а на ряде заводов приходится на каждого рабочего основного производства один вспомогательный рабочий.
Так как вспомогательные работы очень мало или совсем не поддаются технически обоснованному нормированию, то распределение рабочих и трудовых затрат по различным видам этих работ носит довольно пестрый характер. Так, например, в ремонтно-механических цехах занято от 25 до 45% общего состава вспомогательных рабочих, в транспортных цехах от 20 до 40%, в энергосиловых — от 15 до 35%.
Расходы на вспомогательные работы чрезмерно велики и содержат в себе немало излишних непроизводительных затрат и прямых потерь. Об этом, в частности, свидетельствуют резкие колебания трудовых затрат на вспомогательные работы различных предприятий.
Одна из важнейших причин того, что на зарубежных заводах достигнута более высокая выработка на работающего, чем на отечественных керамических заводах, заключается в отсутствии вспомогательных цехов вследствие развития кооперирования и совершенствования технологии производства (бескапсельный обжиг, электропечи, механизация внутризаводского транспортирования, поставка запасных частей и кондиционно обработанного сырья и т. п.).
Почти на всех отечественных заводах имеются излишки рабочих, занятых ремонтными работами.